пятница, 8 мая 2009 г.

>>>Фархад Бадалбейли: «Мы обязаны были отстоять Шушу!»


08 Мая 2009 Интервью Day.Az с ректором Бакинской музыкальной Академии Фархадом Бадалбейли.
- Фархад муаллим, какой в Вашей памяти осталась Шуша?

- Если на земле и существует рай, то это – Шуша. Сказочно свежий воздух, неповторимая по своей живописности природа, кристально прозрачные родники, которые снискали славу этим местам, великолепные горы, устремленные, казалось, прямо в небесную твердь и окружавшие Шушу – это то, что мы потеряли. Конечно, и в советское время было сделано очень много негативного, в плане того, что этот райский уголок застраивался нелепейшими зданиями, которые испортили неповторимый облик Шуши – города с одно- и двух этажными домиками.

Но ведь все эти ошибки, все недочеты можно было бы устранить, если бы Шуша оставалась нашей. Если бы…. Увы, пока только лишь приходится с горечью констатировать, что еще мы потеряли неповторимую шушинскую культуру, великую, не побоюсь этого громкого слова, школу музыкантов и исполнителей. Таких голосов, какие были у детей, которым посчастливилось родиться и вырасти в Шуше, уже нет. Есть голоса чуть лучше, есть – чуть хуже, но таких голосов уже нет! Ну а главное – с утратой Шуши был нанесен огромный удар по чести и достоинству азербайджанцев. От этого удара мы до сих пор не в состоянии оправиться.

- А какой уголок Шуши является самым любимым для Вас?

- Безусловно, это – обрамленное кольцом гор плато Джыдыр Дюзю. Оно видело и слышало многих прославленных певцов. Кроме того, и вездесущие шушинские мальчишки не упускали случая «пошалить» с этим чудом природы. Звонкие детские голоса, только-только постигающие азы мугамного пения, ежедневно доносились с различных горных перевалов, отзывались гулким эхом от окружающих гор и сливались воедино.

Такую невиданную полифонию, многократно повторяемую и усиливаемую эхом, журчанием родников и шелестом деревьев, поддерживаемую хором певчих птиц, могла создавать лишь детская фантазия. А еще в Джыдыр Дюзю немало концертов дал и прославленный маэстро Ниязи. Я и сам помню один из таких концертов, который продолжался несмотря на беспощадно ливший дождь.

- Как Вы считаете сегодня, через столько уже лет, как мы потеряли Шушу, можно ли было отстоять этот город?

- Мы обязаны были отстоять Шушу! Увы, в который уже раз в истории Азербайджана, земли нашего народа теряются в результате политических интриг. И все же… Мы должны были сделать все возможное и невозможное, для того, чтобы не терять Шушу! Если не было возможности сделать это военным путем, то нужно было делать это политическим путем, если и это не получалось, то мы должны были заплатить, договориться, сделать все возможное и невозможное для того, чтобы не терять Шушу. Увы…

- А где лично Вы были 8 мая 1992 года?

- В этот трагический для каждого азербайджанца день я был в Баку. Не думаю, что из меня получился хороший вояка. Но мы делали все, что только возможно было сделать: посещали войсковые части, где встречались с солдатами и офицерами. Эти встречи были нужны, но только с морально – психологической точки зрения. Тогда Азербайджан нуждался в четком военном руководстве. А его не было. Когда министром обороны страны становится простой учитель, то у страны начинаются проблемы.

- В июне 2007 года, после мониторинга ОБСЕ на линии соприкосновения огня Вы, вместе с послом Азербайджана в России Поладом Бюльбюльоглу и ректором Славянского университета Кямалом Абдуллой вылетели на специальном вертолете в Шушу. Помните, каким вы увидели родной город?

- Шуша без азербайджанцев – мертвый город. Мне кажется, что в глубине души армяне все же убеждены в том, что Шуша рано или поздно вновь станет азербайджанским городом. Просто нужно изменить свою риторику. Мы должны перестать сотрясать воздух ура-патриотическими заявлениями, и уступить место твердому пониманию того, что азербайджанцы и армяне Шуши, которые, кстати, говорят на нашем языке даже лучше некоторых бакинских азербайджанцев, будут совместно и мирно проживать в Шуше.

Любые ура-патриотические заявления с обеих сторон делают невозможным установление мира в регионе, тормозят процесс урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта.

Айдын Гулиев

Комментариев нет: